Автор Тема: Гадание на сон  (Прочитано 3063 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Marra

  • Мастер
  • Ветеран форума
  • *
  • Сообщений: 4281
  • Репутация: +535/-0
Гадание на сон
« : 15.06.2014 »
  Гадание на сон     

Один из видов гадания с заклинаниям и магическими предметами, которые клали под подушку.
Самый разнообразный цикл этих гаданий приходился на Святки, а также на Ивана Купалу и Введение, когда сны считались вещими. Этим гаданием занимались поодиночке, как правило, девушки.



Цитировать (выделенное)
Гадания на сон - один из распространенных видов гадания, основанный на традиционных представлениях о том, что душа человека во сне покидает его тело и путешествует по раю или аду (Афанасьев А.Н., 1914, с.65). Если в других видах гаданий человек лишь приближается к границе между "этим" и потусторонним мирами, то во время сна его бессмертная, по поверьям, часть - душа - имеет возможность получить знания непосредственно в "ином" мире, куда может проникнуть только мертвый. В этом плане показательно, что в народных представлениях сон и смерть выступают как однопорядковые, единоприродные (ср. поговорки: "Сон смерти брат" или "Сон смерти свой") и даже как тождественные (ср. народные определения: "Смерть - вечный сон", "Уснешь, что умрешь", "Сонный, что мертвый", "Спит человек - не живой" и т.п.). О взаимосвязи сна и смерти свидетельствует и языковой материал: почивать(спать) - почить (умереть), спальня - усыпальница, спанье - успение, спящий - усопший и т.д. Мотив сна как способа попадания в "иной" мир (ад, рай, тридесятое царство) широко распространен в повествовательных фольклорных жанрах: легендах, апокрифах, быличках, обмираниях, сказках, - в которых всякий раз, возвращаясь в "свой" мир из "иного", герой приобретает то знание, которое значимо, актуально для него в его жизненной ситуации. То же можно сказать и о гадающем субъекте. Отождествление сна и смерти в фольклорно-поэтических текстах подкрепляется народными представлениями о зыбкости границы между реальным состоянием сна и смертью: так, по поверьям, тот, кто спит с застегнутым воротом рубахи, успит свою душу, то есть умрет. Близок к этому поверью и распространенный повсеместно у русских запрет резко будить спящего человека, потому что его душа, находящаяся вне тела, не успеет вернуться, и человек умрет.

Отношение к снам (видениям) как к информации-знанию-знаку, получаемому из "иного" мира, где все известно, знаемо, "написано" заранее, обусловило веру в вещие сны (сны-предсказания будущего). В практике гаданий вещими считались сны, приуроченные к определенным временным точкам, имеющим значение рубежа. В пределах календарного года гадания на сон производили в праздник Введения, на Ивана Купалу и некоторые другие. Но самый яркий и разнообразный цикл этих гаданий приходился на Святки.

Гадания на сон, как правило, одиночные. Обычно их производили девушки, достигшие брачного возраста, их матери или родственницы. Знание могли получать как из сна девушки (либо девушка гадала сама, либо гадала ее мать или родственница, а сама девушка могла не знать об этом), так и из сна матери гадающей (дочь клала предметы, связанные с гаданием, в постель матери, а мать могла об этом не знать).

Для гаданий на сон приготавливали предметы (мостик из прутиков, колодец из лучинок, зеркало, ключ с замком и др.), которые клали в месте, связанном с постелью (под подушку, под матрас, под кровать), или совершали предваряющие гадание действия (надевали чулок на одну ногу, замыкали настоящий колодец или ведро с водой; шли на улицу до девятой вехи и, взяв там ветку, возвращались домой и т.п.). Ложась спать, произносили заклинание императивного характера: либо обращение к "суженому-ряженому" с просьбой придти и совершить то или иное действие (напоить, разуть, перевести через мост и т.п.) или к используемому в гадании предмету (поясу, таракану и др.), чтобы они показали, где живет "суженый-ряженый". Иногда заклинания произносились без предварительных действий и без каких бы то ни было предметов.

Как и в других видах ворожбы, при гадании на сон не читали молитву, снимали нательный крест, распускали волосы. Показательно то, что ложились спать одетыми, что уподобляло гадающую покойнику. Это обстоятельство также свидетельствует о том, что во сне предполагался путь, и поэтому необходимо было быть одетой.

Использующиеся в гаданиях на сон предметы или создаваемые гадающей объекты прямо или опосредованно соотносятся с символикой брака и свадебного обряда. Так, гребень, мыло, зеркало, которые девушка клала под подушку со словами: "Суженый-ряженый, приди причеши и умой меня!", - нередко являются подарком жениха невесте на различных этапах свадебного обряда. Значение прута из веника ("Суженый-ряженый, приходи ко мне париться!"), чулка на одной ноге ("Суженый-ряженый, приди разуй меня!"), веника ("Суженый-ряженый, приходи со мной пол мести!"), сковородки и сковородника (дочь кладет их под матрас или в изголовье постели матери - жениха блинами кормить) и под. также являются реминисценциями из свадебного обряда.

Образ моста, по которому парень переводит девушку (из прутиков веника делали мостик над чашкой воды и ставили ее под кровать: "Суженый-ряженый, переведи меня через мост!") является характерным для свадебной лирики и символизирует брак.

Мотив жажды в широко распространенном гадании "пересол" (ели на ночь что-либо соленое или смешивали наперсток соли с наперстком воды и пили, говоря: "Суженый-ряженый, приди напои меня!") и мотив запирания-отпирания (девушка запирала на замок колодец во дворе, ведро с водой, а ключ клала под подушку: "Суженый-ряженый, приди ключа просить, коня напоить!"; мать или родственница запирали на замок косу девушки (символ девичества), ее рубаху, пояс, кровать) в традиционной культуре имеют достаточно прозрачную эротическую символику.

Гадание с веткой, взятой с девятой вехи ("Девятая веха, покажи жениха!"), или с поясом (им трижды хлестали о верею (воротный столб) чужого дома и каждый раз говорили: "Верея, верея, покажи моего жениха. Пояс, пояс, покажи мой суженой (свадебный) поезд"; когда ложились спать, пояс расстилали поперек постели и спали на нем) связаны с представлением о значимости "пограничных" пространственных объектов (веха, воротный столб) и мотивом дороги, по которой мимо этих объектов может проходить "суженый".

С идеей пути от дома девушки к дому жениха соотносится гадание с тараканом, который в обряде выступает в роли путеводителя: таракана, взятого в соседском доме клали под подушку и трижды говорили: "Таракан, таракан, своди меня к тем воротам, где суженый живет" или "Таракан, таракан, вези меня по городам, покажи, где суженый живет".

В гаданиях на сон, как и в других видах гаданий использовалось традиционное представление о магическом значении всего первого. Так, гадающая клала первый кусок от ужина под подушку и приглашала "суженого" на трапезу. Если девушке на Новый год случалось ночевать на новом месте, она перед сном говорила: "Сплю на новом месте, приснись жених невесте!"

Наутро гадающая вспоминала сон и толковала его. Чтобы сон не забылся, по народным представлениям, нельзя было, встав с постели, сразу же смотреть в окно. Чтобы сон, считающийся вещим, не сбылся, увидевшей его следовало до 12-ти часов дня пойти к колодцу и умыться водой из него, то есть "смыть сон".

материал подготовлен
Мадлевская Елена Львовна


Источник: http://www.ethnomuseum.ru/gadanie-na-son

   
Любопытство - начало мудрости.
Природа магии основывается на трех элементах: наследственность, изменчивость и естественный отбор.


 

Серая Гавань Яндекс.Метрика