Понравилось
Спасибо. С жречеством мне чуть сложнее. Потому что классического жречества, какое мы знаем по рассказам о Шумере, Египте или даже об Иерусалиме, сегодня нету. А то, что есть, у меня лично вызывает больше вопросов, чем есть ответов. Но, м.б. у других иначе, а так только у меня.
Если колдовство — деятельность с исключительно прагматическими целями, то жречество уже чуть иначе. "Кунг-фу" жреца тоже может быть мощным, и иметь максимально практическое применение. Например для народа, для какого дождь в ближайшие два-три дня вопрос физического выживания, не будет особой разницы, вызвать дождь через колдуна или жреца. Скорее всего, все будут стараться, потому что если урожая не будет, то всем им конец. Однако, когда дело сделано, колдун идёт и спокойно курит, поёт песни или окучивает свою грядку. От работы до работы он ничем по сути не отличается от обычного человека, если мы сейчас не будем вдаваться в его характер и душу. А вот у жреца так не получится. Он конечно тоже может взять себе каникулы, если есть рядом другой жрец или помощник. Но в целом, у жреца всегда есть работа. В святилище постоянно надо что-то делать. Даже если то святилище не прекрасный и мраморный храм, а какой-нибудь просто старый престарый дуб, или, скажем роща, или какой-то важный родник.
Элиаде в своей известной книжке
пишет:
На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакраментальную ценность. Другими словами, быть - а еще вернее, стать - человеком — означает быть «религиозным».
Вот на тех уровнях сакрально и свято всё, что поддерживает и даёт жизнь. И сама пища, и её приём, и её источник. И проклятие, и благословение. И жизнь, и смерть.
Пока в обществе ещё обязанности не разделились, а письменность не появилась, каждый колдовал и священнодействовал, как умел. Нематериальные причины люди осмысляли как "тайны" или "силы" и учились с ними работать на выживание. Всё удачное "записывали" в обычаи, образы и сказания. Чтобы не один даже случайно найденный, но полезный ход, не погиб, с его первооткрывателем. Так возникало то, что потом, спустя века назовут
культурой. Её носителем была не личность, но всё общество. Весь вигвам или племя. А ядром культуры были практики
общения с "невидимым" и ...
язык.
Понятно, что у кого-то получалось лучше, чем у соседа. Кто-то выбирал, как относиться к культу. А кого-то выбирал сам культ. И общества поддерживало людей "с силой". И даже готово было кормить их супом, или что они там ели. Потому что они были нужны обществу. Так со временем возникал "клуб филателистов", людей желающих и умеющих священнодействовать. Вход и выход поначалу был свободным. Позже, с возникновением письменности жречество стало самостоятельным и важным институтом. Тут оно и появляется классическое жречество, как оно нам и известно. И оно уже не могло священнодействовать произвольно. Сначала -- хотя тут можно спорить -- оно было источником культа. А потом уже сам культ "рулил" жречеством. И оно было обязано кормить, растить, и поддерживать культ. Когда культ умирал, или жречество ликвидировалось через какую-то катастрофу, или просто развращалось, начиная не заботясь о культе воровать, обманывать и жиреть, общество распадалось. Или народ ликвидировал импотентное уже жречество. Или оно уступало место другому новому культу, например при переходе от питания животноводческого к земледелию. Или ещё как-то. А может просто боги уходили. Толком никто не знает. И в то же время в соседнем народе, или даже в том же народе, но на новом месте, мог процветать другой культ.
Магия, философия, наука, мистика, ритуалика сначала не разделялись. В лучшие времена жречество не только священнодействовало, но и хранило и умножало знания и о том, как считать время, и о том, как воевать или сеять, и о том, как колдовать или управлять. Но со временем, когда все эти технологии развились и цивилизация стала довольно сытой потребность в услугах жречества поубавилась, а вот аппетиты у него не поуменьшились. И стал нарастать конфликт между жречеством и основной частью общества. Если раньше та ему сама наливала супа, то теперь вынуждена была платить или работать, не получая для себя никакой отдачи. И бесконечно пилить жречеству не дали. Возник всяческий марксизм, либеврализм, социализм и прочий атеизм. Жреческие цеха повсюду рухнули. Но даже и там, где они ещё остались, то обслуживают власти по социалке, занимаясь воспитанием народа, то сами жрецы бегут в ученые или писатели. Но главное, что само жречество всё более и более разучилось и священнодействовать и колдовать. Как и в организме, какой орган не используется, тот и атрофируется. Жречество скисло или вовсе ликвидировалось. Но потребности у некоторых людей остались. А может и не только у людей. А может и не у некоторых :)
В общем всё вернулось примерно к тому, что было раньше. Всякий, кто может и желает, снова может священнодействовать. Служить богам или духам, силам или энергиям, рассказывать что мир полон тайн. Может говорить дельные вещи, или выдавать за них собственный бред. Потому сегодня жречество работает часто на общественных началах и всё больше по квартирам :) Хотя иногда и на природе.
Везде где есть жречество есть и "сила" или хотя бы желание "силы". Когда оно есть достаточно долго, то появляются и культ, и культура и знание. И всё это снова оформляется в какие то удобные для общества формы. Социализируется, описывается на языке данного народа или времени в том, в чем может быть описано. А когда это сложно, или сегодняшние образы и понятия не подходят, описывается в старых, даже в "мертвых" языках и образах.
Но окончательно жречество неистребимо. Потому что у человека есть иррациональное. А оно и требует, и хочет священнодействия, и только им может напитаться. Пока это личное, то и будет лишь личная практика. А когда оно груповое, то уже снова может возникнуть религия, хотя бы теоретически, или малый культ.
Особенностями жреческого подхода к практике, на мой взгляд, будет
общение с "силой". Хорошо, когда это и правда сила, да ещё и дружественная сила. Хуже, когда не дружественая, или просто клиника, или обычный бред. Другая особенность -- принятие задач и целей "силы". Знание её имени, хотя бы и случайного, молитвы, обращения, посвящения, ритуалы, и конечно
приношения, как же без этого. Ведь с приношений, во всяком случае в русском, начиналось и само слово "жрица" или "жрец".
Отличия жреческого подхода -- поклонение своей силе, служение ей, общение с ней, а то и исповедание её перед другими людьми.
Похоже сегодня, некоторые люди занимаются жречеством. Но боятся сказать об этом не только в слух, но и себе. Как потому, что в обществе, где жречество не востребовано всё это звучит довольно неадекватно. Так и потому, что один человек редко когда может понастоящему поднять и потянуть культ и целую культуру.
Жрец может служить своему "духу" не толлько за плюшки, но и добровольно. И даже полюбовно. И это наверное, самые деликатные вещи :) Только вот чаще и нет никакого жречества, а натуральное нарушение социальной адаптированности, а то и психического здоровье. Ну, а в наше время фэнтези, сетевых и ролевых игр и всего подобного, такое домашнее жречество, для многих ещё и бизнес, и бегство от реальности, и развлечение скуки, и просто клановая игра.
Где есть жрец -- всегда есть алтарь, имя того, чей алтарь, отношения с ним, культура этих отношений, и миссия. Их ясный и понятный смысл.