Автор Тема: Общая информация по неупокоенным по материалам этнографов  (Прочитано 4125 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Coma

  • Кома
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 487
  • Репутация: +17/-0
    • Новый ресурс по некромантии
Вот нашла у себя на компе статью - выкладываю. Источники в конце.

1 общая информация. кто входит в категорию неупокоенных согласно этнографическим источникам

Неупокоенные в трудах Дмитрия Зеленина называются заложными покойниками. Заложные, т.е заложенные – это название связано с погребением, при котором покойника не закапывают, а оставляют на земле, прикрыв сучьями.

В категорию заложных входят - люди, умершие прежде срока своей естественной смерти, скончавшиеся, часто в молодости, скоропостижною несчастною или насильственною смертью. например -
Опившиеся (лица, умершие от излишнего употребления вина), утопленники, самоубийцы, проклятым при жизни людям суждено по смерти скитаться по земле, пока они не получат разрешения от этого проклятия., умершие «насильственною смертью» , «замерзшие в дороге», дети, родившиеся неживыми или умершие неокрещенными, иногда колдуны, и т.д
В народе считается , что будет заложный ходить до тех пор, пока не придет время, когда он должен умереть своей естественной смертью. Тогда он ляжет в могилу и не станет больше бродить, кричать и пугать народ.

Где обитают заложные?
где бы заложные ни жили, но они всегда сохраняют самую тесную связь с местом своей смерти и с местом своей могилы. Также как места их обитания упоминаются пространства под землей, а затем все стоячие воды на земле: омуты, озера, пруды, а также болота, трясины, овраги, трущобы и все вообще «нечистые места». В Саратовской губернии проклятые родителями живут по своей смерти в воде или в лесу.

Могила залежного часто совпадает с местом его смерти, так как в народе стараются хоронить заложных, особенно самоубийц, на месте их кончины. Но и в тех случаях, когда заложный похоронен не на месте своей смерти, он сохраняет связь со своею могилою.

2. способы погребения неупокоенных

Во многих местах европейской России существует обычай кидать на могилы некоторых заложных покойников (большей частью самоубийц) разные вещи: ветки древесные, клочки сена или соломы, щепки, землю, камни. Изначальная трактовка обычая - На юге кое-где (Харьковская губерния) сохраняется старое понимание: кидающий на могилу тем самым как бы участвует в погребении заложного, оказывает покойнику погребальные почести; кидание на могилы заложных земли вполне соответствует такому именно пониманию. обилие кидаемых на могилу вещей, образующих целый холм, служило преградою, препятствующею выходу мертвеца из могилы.
У русских эта преграда считается не вещественною, а магическою: кидаемые на могилу вещи, особенно солома, старые лапти, считаются оберегом от нечистой силы (по-видимому, призывом своих предков). Кое-где кидаемые на могилу ветви с течением времени сжигают, устраивая при этом поминки .
В Гродненской губернии думают, что если прохожий или проезжий не бросит чего-либо на могилу самоубийцы, то «умерший будет за ними долго гнаться». Иногда на месте захоронения нечистых покойников устанавливали крупные валуны. Тяжелые камни, подобно бревнам приковывали неупокоенные души к земле. На северо-западе России встречаются валуны с вырезанными углублениями – "чашами для влаги". Подобные "чаши", наполняемые дождевой водой и приношениями во время поминальных обрядов, могли служить для "задабривания" нечистых духов умерших .

Резкое выделение «заложных покойников» из числа всех других умерших ярче всего сказалось у русских в погребальных обрядах.

Основные места, где погребали заложных
- на месте его смерти
- за чертой кладбища
- границы полей и перекрестки дорог. Похороны заложных покойников на перекрестках дорог и на границах полей в народе объясняются теперь так: когда заложный выйдет из могилы и пойдет на место своей смерти или домой, то на границе полей, равно как и на перекрестке дороги, он собьется с дороги. Д. К. Зеленин приводит рассказ крестьян Новомосковского уезда о том, что самоубийцу не нужно переносить с того места где он умер, иначе тот будет возвращаться обратно в течении семи лет. Но если всё же его труп надо перенести, то делают это с помощью переноса через перекрёсток, тогда умерший заблудится, дойдя до него
Другое объяснение - Перекрестки путей или раздорожья повсюду считаются в народе местопребыванием нечистой силы. заложных покойников естественнее всего хоронить именно там, где пребывает нечистая сила, так как и сами заложные относятся к низшим представителям нечистой силы или, по крайней мере, находятся в ее власти.
- болота, леса, горы. Под деревом
Также были общие могильники в виде холмика, обложенного камнями, в древности назывались жальниками. Располагались они обычно в лесу за территорией славянских поселений. В них хоронили самоубийц, мертворожденных и "приспанных" матерями младенцев. Фото жальника Лужского района-
http://s16.radikal.ru/i191/1012/9a/41be57755bba.jpg

- для умерших без крещения детей и выкидышей есть особое место погребения, не применяемое никогда к прочим заложным покойникам – их хоронят под полом самого жилища, в подполье, или под порогом, в саду
- бросание заложных в воду
- еще одно место погребения заложных, о котором говорится большей частью в сказках. Это — провалы под землю, которые считаются наилучшими могилами для колдунов: оттуда уже им возврата на землю нет.

Русский народ избегает захоронения заложных покойников в земле. Закапывание таких покойников в землю ведет за собою, по народному мнению, неблагоприятные для произрастания хлебов климатические явления. А так как церковь, равно как и христиански настроенные родные заложных покойников хоронили этих последних по общему правилу в земле, то Народ часто выкапывал нечистые трупы и бросал их в глухих местах.. Это народное суеверие вызывало протесты со стороны пастырей церкви. Такие случаи зафиксированы уже в памятниках XIII XVI веков . происшествия случались часто, и деятели церкви пошли на компромисс – устроили особые сооружения ,известные под назв-ми убогий дом, божедомье, божедомское место, реже – скудЕльница, бУйвище, гнОище. первое упоминание о них находим в Новгородской летописи уже в 1215 году . как постоянные сооружения – с 16 до конца 18 в. За городом или на краю города выкапывалась большая яма, над которой иногда возводилась, а иногда и нет, легкая постройка (сарай). В яму свозили заложных и изредка др (бродяг и тд), трупы клали в яму без гробов и отпевания,землей не засыпали. Неотпетые тела лежали в яме до 7-го четверга по Пасхе - семика (или до Покрова) В семик в Б. посылался священник отпеть общую панихиду, а горожане приходили «провожать скудельницы», принося с собой к панихиде канун или кутью и свечи. После панихиды пришедшие засыпали яму с телами и выкапывали новую.

Божедомки можно посмотреть например тут (фото карты)
http://s45.radikal.ru/i107/1012/e2/5505466d52de.jpg

3. как с неупокоенными можно работать, судя по этнографическим материалам.
Иногда заложным покойникам приписывается также способность насылать на людей болезни и вообще вредить здоровью людей.
Олонецкий колдун, желая испортить человека, просит в своем заговоре «умерших, убитых, с дерева падших, заблудя-щих, некрещеных, безъименных встать» и повредить данному человеку. – чтобы взяли его ум и память, не давали спать, делать дела, беседовать с людьми, носить одежду, чтобы держали человека до смерти колдуна который проводит работу

Полный текст из книги «Малиновский Л., учитель Петр. дух. уч. Заговоры и слова, по рукописи XVIII века // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып.1. Петрозаводск, 1875-1876. С. 69 – 92»


« Слова портежныя. — Возьмешъ съ головы волосъ и положишь въ яйцо бѣлое невареное и запечатаешъ сѣрой; и возьмешъ 39 зернятъ житныхъ и смелешъ противъ солнца и сваришь 39 колобковъ въ коробочкѣ въ лѣсѣ въ ямкѣ; и коробочка была бы чиста; и самъ былъ бы чистъ; и все платье чисто; и пойдешъ въ лѣсъ къ осинѣ и ударишъ топоромъ, однимъ ударомъ выкулупишъ щепу осиновую; и пойдешъ въ лѣсъ отъ солнечнаго заката и станешъ возлѣ муравейника къ западу лицомъ; а колобки на щепу положишъ на осиновую, и положишъ на сучье надъ муравейникомъ; а яйцо положишъ въ муравейникъ и закопаешъ, а самъ говори: Лягу не благословясь, стану не перекрестясь, стану будить умершихъ: станьте умершіе, разбудите убитыхъ, станьте убитые, разбудите усопшихъ, станьте усопшіе, разбудите съ древа падшихъ, станьте съ древа падшіе, разбудите заблудящихъ, станьте заблудящіе, разбудите не крещеныхъ, станьте не крещеные, разбудите безъимянныхъ; да я къ вамъ пришелъ, русской человѣкъ, а принесъ

я къ вамъ честной обѣдъ русской поминокъ бѣлую лебедь, а въ бѣлой лебеди знатьбу принесъ отъ раба (имя рѣкъ(*)); и вы по той знатьбѣ возьмите сего раба (м), отъ котораго я вамъ принесъ знатьбу и бѣлую лебедь, и вы того раба возьмите себѣ на сбереженіе и на свои руки, да возьмите себѣ умъ и память, и не дайте ему въ ночи спать, ни въ день дѣла дѣлать, ни съ людьми бесѣдовать, ни платья на себѣ носить, — держите вы его, докулева я къ вамъ не буду съ обѣдомъ и съ бѣлымъ лебедемъ; а отъ меня вамъ бѣлая лебедь за вашу службу, а сего раба другая бѣлая лебедь и честной обѣдъ, — русской поминокъ; и вы отъ него отступите прочь, отдайте вы мнѣ на руки раба (м) и нарядите вы его умна и памятна; по старому бы въ день дѣлать, въ ночь бы спать, и въ платьѣ ходить, и съ людьми бы бесѣдовать. Аминь.

Хотинские малорусы верят, что если самоубийца встретится на пути с человеком, то сможет подрезать его жизнь, после чего этому человеку много не жить. Подольские малорусы то же самое свойство приписывают некрещеным младенцам, которыми в данном случае вполне действует черт. Когда мать выйдет на плач такого младенца, то она после этого заболевает и нередко умирает.
В городе Котельниче, Вятской же губернии, также в Семик совершается «всемирная панихида» на площади над ямой, в которой видят могилу воинов, «падших в сече с новгородскими выходцами». По окончании этой панихиды крестьянские женщины недавно еще рвали растущую в этой яме траву и несли ее домой, где хранили как лекарство от болезней домашнего скота. Равным образом и черепам тех же воинов приписывалась врачебная сила. В Талицкой часовне Иранского уезда суеверы моются с костей убитых «устюжан», чтобы не болела голова.
«Чуму и другие эпидемические болезни, также засуху, неурожаи... приписывают заложным.


Заложные разным образом тревожат близких им лиц, являясь им наяву и во сне.
Известная практика – насылание кошмаров. «В адово яйцо под костяную крышу съезжались, слетались черти да ведьмы, лесовики да кикиморы болотные, водяные с русалками, топляки самоубитые и висельники казенные. Советовались они, сговаривались: будем ходить к (имя) и днем и ночью, как он/она очи смежит, как его/ее сон возьмет – явим ему/ей ужасы Адовы, муки посмертные, престол Господина нашего Диавола. Слово крепко, наговор силен. Яйцо в земле, кошмар во сне. Аминь. » Упоминаются в тексте этого заговора и неупокоенные.

Заложные пугают людей и животных. Насылание падежа на скотину
В симбирском народе полагают, что опойцы, самоубийцы, а также люди, проклятые отцом или матерью, поступают после смерти, сохраняя свой телесный состав, в распоряжение колдунов, и их будто бы посылают колдуны-плотники или мельники в дома шалить, прорывать плотины и проч».
В симбирских поверьях также выяснилось новое занятие заложных, а именно: быть «приставниками» при кладах, т. е. стеречь клады в земле, не допуская до них людей.

в полную параллель русалкам заложные покойники-мужчины получают особенную возможность вредить людям около Семика. В русской мифологии это обстоятельство уже забылось, но черемисы его помнят.

встречается упоминание, что если девица родила и извела младенца, то душа этого младенца делается детской болезнью

цитата из книги Велесовых радений
«утопленник может затащить в реку»

«Луна — Солнце Мёртвых. На этом древнейшем веровании основано одно из самых страшных действ, предпринимаемых деревенскими колдунами. Чтобы навести порчу, такой колдун, ближе к полуночи, обязательно при полной Луне, отправляется на кладбище, где похоронены «заложные» покойники: самоубийцы-удавленники и утопленники. За пазухой у колдуна круглое зеркало — медное или серебряное. Оно завёрнуто в «смертный плат» (такими платками чародеи покрывают лица усопших). Сдёрнув плат, колдун наводит отражение Луны на могилу — и медленно восстаёт мертвец — упырь или упырица. Неотрывно глядя в зеркало, он следует за своим отражением до того дома, где колдун наметил жертву. В то мгновение, когда колдун наведёт зеркало на раскрытое окно или распахнутую дверь, мертвец проникает в жилище — на пагубу его спящим обитателям. Вот почему издревле запирали на ночь в домах все окна и двери. Но беда и самому колдуну, если на пути от кладбища до деревни он споткнётся, уронит зеркало, или Луну закроет облако, или промелькнёт в зеркале хотя бы тень летучей мыши. Разъярённый упырь вернётся в могилу, однако в дальнейшем, когда на небе будет светить полная Луна — Солнце Мёртвых, мертвец станет навещать оплошавшего чародея, высасывая из него жизненные силы. »


4 народные поверья, связанные с неупокоенными.

поднялся вихрь — значит, кто-нибудь повесился.
В Ярославской губернии те места, где висел удавленник, считаются нечистыми: днем этим местом не ходят без молитвы, а вечером всячески стараются обойти или объехать это место. На таких местах путника может погубить черт в виде удавленника, может удавить, зарезать и т. п. Черти же прежде всего употребляют заложных вместо лошадей, ездят на них, очевидно, пользуясь способностью их быстро бегать. существует поверье в простом народе, что опойцу не нужно хоронить на кладбище, потому что от этого, дескать, не бывает дождя
. Народ верит, что душа самоубийцы бродит по земле и пугает людей. Для предотвращения этого вбивается в могилу осиновый кол. Иногда обсыпают ее маком, со словами «будешь ходить, когда мак пересчитаешь»
поверье, отмеченное в Харьковской губернии: «будто бы душа ребенка, родившегося неживым, остается на пороге хаты или же в трубе»
встречаются упоминания о можжевельнике как защите от неупокоенных
Существует известное соотношение между характером заложного при жизни и его требовательностью по смерти: кроткий довольствуется по смерти обычными поминками, а неуживчивый, тем более колдун, требует учащенных приношений.
В мордовских поверьях контингент лесовых баб (к числу их относятся также и 30 сестер-лихорадок) постоянно пополняется проклятыми детьми и самоубийцами», т. е. заложные становятся также и в ряды представителей нечистой силы.

Считалось, что заложные покойники выпивали всю влагу из земли в том месте, где их похоронили, именно этим обстоятельством часто объяснялись летние и весенние засухи. Чтобы обезопасить себя, «напоив» мертвецов, живущие неподалеку поливали могилы заложных покойников водой или же вырывали труп и бросали в реку, озеро или болото.
Считалось, что женщины, умершие неестественной смертью, превращались в русалок. В категорию русалок входили в основном утопленницы, но также удавленницы, заплутавшие и другие. Поэтому полагалось, что живут русалки не только в воде. По поверьям русалки могли защекотать человека до смерти, утопить, отнимали молоко у коров, и т.д.

5. Висельники. Чувашская месть под названием «сухая беда»
Встречаются упоминания, что висельников хоронили между двумя елями.

Висельники считаются самыми активными неупокоенными.

Немного о весьма своеобразном способе чувашской мести, известном под названием сухая беда. Кровно обиженный кем-либо чувашенин лишал себя жизни через повешение на воротах двора своего обидчика.
С точки зрения выясненных нами народных представлений об удавленниках чувашский обычай «сухой беды» получает глубокий смысл: удавившийся на дворе своего обидчика чувашенин поселяется через то самое на данном дворе в виде страшного загробного гостя: посмертное местожительство заложного покойника связано, как мы знаем, с местом его насильственной смерти. И теперь-то самый трусливый и смирный бедняк получает возможность сторицею отметить своему обидчику, как бы силен и богат тот ни был.

Список литературы
Д.К.Зеленин «Восточнославянская этнография»

Д.К.Зеленин «Умершие неестественной смертью и русалки»


«Малиновский Л., учитель Петр. дух. уч. Заговоры и слова, по рукописи XVIII века // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып.1. Петрозаводск, 1875-1876. С. 69 – 92»


Некоторые цитаты из
http://knol.google.com
Слава Миру мертвых!

 

Серая Гавань Яндекс.Метрика