Автор Тема: Н. Н. Китаев. Магия и право: мифы и действительность.Статья  (Прочитано 4765 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nomena

  • Модератор
  • Постоянный участник
  • *****
  • Сообщений: 749
  • Репутация: +512/-0
Н.Н. Китаев. Магия и право: мифы и действительность
"Российская юстиция", N 12, декабрь 2001 г.


Публикация А. Куприянова "Темные силы" как субъект
преступления" в августовском номере "Российской юстиции" за 2001
год под рубрикой "Версии" мало кого из юристов оставит равнодушным.

Автор, именуя себя православным христианином, пишет, что, "ввиду
материалистического мировоззрения своих сотрудников... милиция и прокуратура
оказались бессильны перед разгулом бесовщины в России";
"правоохранительные органы больше не могут игнорировать" действия
бесов; "колдуны могут привлекаться к уголовной ответственности только как
соучастники" злых духов, причиняющих вред людям. Иными словами, речь идет о
признании отечественной юриспруденцией реальности основных постулатов
мистицизма - веры в существование сверхъестественных сил, действующих вопреки
законам природы, и в возможность непосредственного общения с ними посредством
разных секретных магических приемов...

Прежде чем дать оценку утверждениям А. Куприянова, нужно отметить, что
мистика есть обязательный элемент двух различных, но родственных систем
мировоззрения - мифологической и религиозной. Психологические корни мистических
верований уходят в мифологическое сознание. Это хорошо известная истина.

Истоки мифотворчества очень глубоки, они связаны с психологией личности, с
процессами столкновения социального на основе биологического.

Миф важен для человека, потому что дает ему ощущение психологической
защищенности и смысла бытия. И, следовательно, утверждает известный историк
культуры А. Лосев, миф есть необходимая категория мысли и жизни, в нем нет
ничего случайного, ненужного.

Для мистически ориентированного человека это безусловно подлинная
реальность. С другой стороны, переубедить субъекта, вставшего на позиции
мифологического мировоззрения, - задача исключительно трудная.

Фетишизация идеи превращает ее в догмат, не подлежащий ни изменению, ни
развитию. В силу этих причин бороться с мифологическим сознанием почти
бесполезно, само по себе оно практически неодолимо. Главная задача состоит в
другом - необходим глубокий научный анализ причин, приведших к размаху
мифотворчества и увлечению мистическими верованиями, а на этой основе
построение хорошо аргументированной программы устранения этих причин.

Последние в общем-то хорошо известны. Если наше обнищавшее население все
чаще начинает обращаться за помощью к колдунам и "народным целителям",
то это происходит прежде всего не потому, что мифологическое мировоззрение
набирает силу. Главное в другом - лекарства стали многим не по карману из-за
бессовестных действий фармакологических бизнесменов. И бороться тут надо не
столько с колдунами, сколько с теми, кто наживает капиталы на людском горе.

В начале ХХ века в России выходило 7 журналов оккультистов, 6 журналов
теософов, 4 журнала спиритов, издавалась ежедневная газета "Оттуда",
печатавшая "вести из загробного мира". Редакции этих журналов обещали
желающим выслать за деньги амулеты от "дурного глаза", "от
ревности", от разных недугов. Аналогичные "услуги" оказывают век
спустя современные оккультные периодические издания, количество которых,
согласно каталогам "Роспечати", насчитывает около 20 наименований.

В своей статье А. Куприянов сообщает о "темных силах" (бесах), с
помощью которых колдуны якобы наносят "ущерб здоровью и имуществу". В
качестве доказательства приводится случай с судьей Г., которая после вынесения
приговора тяжело заболела вследствие вредоносной магии "экстрасенса".

Вера христианина А. Куприянова в реальное существование злых и добрых духов
- его личное дело, но я сильно сомневаюсь, чтобы адвокат Куприянов, ссылаясь на
статьи УПК, писал в правоохранительные органы жалобы и заявления о привлечении
в качестве соответчиков злых духов, проведении с ними процессуальных
мероприятий, заключении под стражу конкретного беса...

Церковь же, а, видимо, вслед за ней христианин А. Куприянов не может
отвергать веры в злых духов, так как Иисус Христос, согласно евангельским
сказаниям, выгнал из Марии Магдалины семь бесов, разговаривал с бесом, сидящем
в больном, изгнал из одержимого целый легион духов, переселившихся в стадо
свиней. Многие церковные обряды ставят своей прямой и специальной целью
очищение от злых духов. В католической церкви даже существует особая должность
изгнателя бесов.

Церковники, сами проповедуя веру в сверхъестественное, не могут отрицать ее
в устах мистиков, а потому признают колдовство, гадания и т.д., объясняя их,
правда, "искушением дьявола". Духовенству выгодны утверждения о
волшебстве оккультистов, так как это может укрепить веру в дьявола, а без этого
нет и веры в Бога.

Во времена инквизиции выходили сотни трактатов по демонологии, диссертации
по обнаружению и изгнанию злых духов, родословные этих духов с самыми
необычными именами.

У демонолога Бодена собрано более 50 способов наведения порчи на человека.

Иезуит Дельрио, ученые-инквизиторы Шпренгер, Креспе, Деланкр, Виерус и
другие оставили обширные сочинения, посвященные способам дознания в мире
"темных сил". Однако в ту же эпоху передовые люди открыто выступали
против веры в колдовство, указывая на такие причины этого суеверия, как
невежество, мошенничество и душевные болезни.

Голландский врач И. Вейер опубликовал в 1563 году шесть книг "О
колдовстве", которые, разумеется, были осуждены церковью. Вейер отрицал
возможность вступления в общение с дьяволом, отличал колдунью-мошенницу от
колдуньи-душевнобольной.

В 1669 году во Франции и в 1685 году в Голландии опубликованы книги,
развенчивающие веру в колдовство и ведьм.

Английский врач Вебстер в 1673 году опубликовал "Опровержение так
называемого колдовства".

В 1704 году ученый Томазий из университета г. Галле издал "Краткие
приложения о колдовстве и о процессах ведьм". Он писал: "Процессы ведьм
совершенно бессмысленны. Черт есть просто изобретение папских попов, главное их
средство запугивать людей и вытягивать у них деньги".

Небезынтересно вспомнить научно-историческое исследование писателя Григория
Климова "Князь мира сего", в котором убедительно доказывается, что
категории "бог" и "дьявол" - сложный психофизиологический
комплекс, затрагивающий интеллектуально-волевую и сексуальную сферу каждого
человека.

Представляются любопытными сведения о личности современных немецких
колдунов, которые сообщает директор института судебной медицины в г. Берлине
профессор О. Прокоп:

"Люди, занимающиеся колдовством, как правило, маленькие люди: их
жизненная кривая непостоянна, школьное образование незначительно, многие имеют
судимость, многие - сексуально неразборчивы. Для них чтение "черной
книги" становится средством фиксирования их навязчивых фантазий, открывает
им их признание - исцелять, заклинать..." Иными словами, такой
"маленький человек" по социальному статусу, избравший амплуа колдуна,
приобретает известность, власть над людьми, обладание чужими тайнами, а также
деньги - без всяких гарантий действительной помощи.

А теперь давайте посмотрим на известных московских колдунов, дающих
многочисленные интервью, принимающих клиентов по записи в роскошных офисах,
издающих магическую литературу.

Раиса Сумерина в прошлом долгое время работала парикмахером, Геннадий
Гончаров - слесарем, Юрий Тарасов - сантехником, Юрий Лонго сменил несколько
профессий, включая проводника поезда и официанта, прежде чем объявил себя
членом никогда не существовавшей "Международной ассоциации магов и
колдунов" (Комсомольская правда. 27 апреля 1991 г.).

О багаже научных знаний, истинных качествах этих "колдунов" можно
судить по ряду фактов.

Юрий Тарасов поразил всех медиков страны сенсационным заявлением, что "у
трупа на 40-й день энцефалограмма отмечает всплеск мозговой активности"
(Правда. 20 мая 1990 г.). Комментировать это "открытие" бывшего
сантехника, объявившего себя "колдуном России", уважающие себя врачи не
стали.

Некая Серафима Руденская, представляющаяся "белой колдуньей, изгоняющей
бесов", в интервью "Вечернему Киеву" от 27 ноября 1990 г.,
"Медицинской газете" от 9 декабря 1990 г. уверяла, будто лечила ранее
самого Л.И. Брежнева. Правда, возмущенный академик Е.И. Чазов тут же развенчал
эти заявления фельдшера Руденской и заявил, что Генерального секретаря ЦК КПСС
экстрасенсы вообще никогда не лечили (Комсомольская правда. 16 декабря 1990 г.).

Пресненской межрайонной прокуратурой г. Москвы в отношении Ю. Лонго было
возбуждено уголовное дело по факту нарушения авторских прав журналистки Э.
Самофаловой. Оказывается, Лонго "позаимствовал" обширные тексты во
много десятков страниц (всего 1875 строк) из ее книги "Белая магия, или
Чудодейственный ключ", использовав этот материал в своих четырех книгах.
Однако дело прекратили на том основании, что Самофалова сама не является
автором приведенных магических заклинаний, примет и рецептов, а взяла их из
старинных книг по русскому фольклору и демонологии (Комсомольская правда. 9
января 1998 г.).

При желании любой может сам составить превосходную книгу по магии, общению с
духами, их вызову, наведению порчи и т.п. Для этого только нужно посетить фонды
крупных библиотек в Москве и Санкт-Петербурге, сделать подборку соответствующих
текстов из 30-40 магических изданий XVIII-XIX вв., скомпоновать по разделам,
придумать название поинтереснее и найти спонсора на издание. Однако, как
понимает читатель, ни о каком реальном магическом, сверхъестественном
воздействии тут речи не идет. Мифологизированное сознание населения получает
требуемый товар - оккультную литературу, только и всего.

Подобные примеры говорят сами за себя. И все же, отвергая наличие
"темных сил" в окружающем нас мире, нельзя не признать, что
экстрасенсы-колдуны в самом деле способны причинить серьезный вред здоровью
людей - применением специальных приемов воздействия на психику.

Исследователь К. Реоли утверждает: "Почти все известные в истории случаи
смерти, вызванные колдовством, касаются людей, особенно восприимчивых к
внушению" (Наука и религия. 1964. N 12. С. 34).

Этнограф и путешественник Лоуренс Грин высказывает сходное мнение:
"Колдуны отлично понимают силу гипноза, и именно этим я объясняю ряд
таинственных случаев смерти, где отравление исключается полностью и вскрытие
трупа ничего не дает" (Грин Л. Последние тайны старой Африки. М., 1968. С.
31). Аналогичную точку зрения на причину вредоносной магии высказывают
авторитетные ученые разных стран, в том числе такой всемирно признанный знаток
истории магии, как профессор Кембриджского университета Джеймс Фрэзер
("Золотая ветвь", "Вера в бессмертие и культ умерших",
"Фольклор в Ветхом Завете", "Боязнь умерших в примитивной
религии" и др.).

О причинной связи между суеверием и смертью человека сообщается в научной
статье трех канадских врачей.
В больницу г. Оттавы легла на операцию 43-летняя женщина, мать пятерых
детей, обладавшая хорошим здоровьем. Операция была легкой и прошла
безукоризненно, наркоз не вызвал у больной никаких аллергических реакций. Она
пришла в себя, но находилась в состоянии сильного страха, будучи убежденной в
своей неизбежной смерти. Через час у больной кровяное давление упало вдвое, она
потеряла сознание и скончалась, несмотря на энергичные реанимационные меры.
Вскрытие показало, что все внутренние органы в порядке, и только надпочечники
сильно кровоточили от чрезмерной перегрузки. Такая их работа характерна для
огромного физического или нервного напряжения. Иными словами, больная умерла от
страха, запрограммировав свой организм на гибель.

Исследователи выяснили, что когда пациентке было 6 лет, гадалка напророчила,
что она умрет в 43 года. Суеверная женщина со страхом помнила о предсказании, и
после того, как достигла этого возраста и потребовалась операция, решила, что с
операционного стола не встанет. Ее страх перед смертью был столь велик, что
вызвал нервное напряжение, приведшее к летальному исходу (Знание-сила. 1966. N
4. С. 37).

В отличие от А. Куприянова, я не разделяю его оптимистичного убеждения, что
достоверность доказательств при расследовании случаев причинения вреда с
помощью магических приемов "будет не ниже, чем при доказывании вины при
банальных дорожно-транспортных происшествиях".

Да, нынешних колдунов можно привлекать в ряде случаев за мошенничество,
незаконное предпринимательство и некоторые иные преступления, но не существует
методики оценки вреда экстрасенсов, причиняемого приемами воздействия на
психику.

Полностью согласен с мнением одного из ведущих судебных медиков современной
России профессора В.Л. Попова: "Судебная медицина, как наука, не содержит
сведений ни о методике доказательства психической травмы, ни о критериях ее
оценки..."

Проблема колдовства в советском уголовном праве рассматривалась на
достаточно высоком уровне.

В постановлении Президиума Верховного Суда РСФСР по делу С. читаем: "В
тех случаях, когда негодное покушение по явному невежеству субъекта (например,
колдовство) не представляет собой общественной опасности, оно не может влечь
уголовной ответственности" (Вопросы уголовного права и процесса в практике
Верховных Судов СССР и РСФСР. 1938-1978 гг. М., Юридическая литература. 1980.
С. 47).

За свою 20-летнюю следственную практику в органах прокуратуры мне не раз
приходилось сталкиваться с фактами, когда контакт с враждебно настроенным
экстрасенсом оканчивался плохо для человека. Но во всех случаях объяснение
этому находилось вполне материалистическое, с позиций психотерапии,
особенностей психосоматической медицины, без всякого участия таинственных
"темных сил".

В качестве примера сошлюсь на случай гибели следователя милиции А., которому
поручили уголовное дело о мошенничестве ворожеи П., 1913 года рождения. Гадалка
пользовалась известностью с конца 30-х годов, и, по собранной следствием
информации, действительно обладала необычными (парапсихическими) способностями
воздействия на людей. Следователю А. обвиняемая заявила, что он умрет холостым.
Случилось это весной 1973 г. в г. Хилок Читинской области, после того, как в
жилище П. был проведен обыск, позволивший обнаружить документы, подтверждающие
ее многолетнюю знахарскую практику. Следователь рассказал о пророчестве своим
знакомым, в том числе и мне. К предсказанию он отнесся серьезно, хотя не слыл
суеверным. А должен был скоро вступить в брак и уже заранее пригласил гостей на
свадьбу. Однако незадолго до бракосочетания А. ушел на окраину города и
застрелился из служебного оружия (игравшие неподалеку подростки видели, что
следователь перед самоубийством был один). Он не оставил предсмертной записки,
окружавшие терялись в догадках, потому что мысли о суициде покойный никогда не
высказывал. Уголовное дело в отношении П. было прекращено, поскольку другие
следователи отказывались контактировать на допросах с ворожеей.

Я убежден, что здесь имело место применение психологических приемов внушения
на достаточно податливую психику молодого следователя. Так,
психотерапевтические приемы шаманов, колдунов, опирающиеся на многовековой
опыт, в ряде случаев оказываются эффективнее, чем приемы дипломированных врачей
с классическим медицинским образованием. В специальном труде, посвященном этому
вопросу, С. Семичев пишет: "Современная психотерапия вряд ли многое
добавила к основным психотерапевтическим механизмам, неосознанно применяемым
шаманами... Часто по степени понимания пациента и проникновения в его
проблематику шаманы равны психиатрам, получившим классическое образование, и
даже превосходят их" (Литературная газета. 24 ноября 1976 г. С. 13).

В то же время автору на протяжении длительного времени приходилось
выслушивать от обвиняемых и их близких различные угрозы расправы с помощью
оккультных сил. Достоверно знаю, что некоторые из этих лиц обращались к
ворожеям и платили деньги за наведение порчи на меня и членов моей семьи... Но
все эти "вредоносные" действия, естественно, были тщетны - как
известно, психологические приемы колдунов могут повредить лишь тому, кто сам
верит в такую возможность. Будучи скептиком, владеющим приемами аутотренинга,
достаточно хорошо знающим литературу по психологии и оккультизму, я не опасался
никаких "темных сил", и все уголовные дела, которыми мне приходилось
заниматься, успешно рассмотрены судами без всякого таинственного вреда для
моего здоровья.

Можно вспомнить, что мистически настроенный Адольф Гитлер содержал в
специальном концлагере экстрасенсов различных национальностей, однако никаких
открытий эти "феномены" не совершили, их способностей не хватило даже
для организации побега на волю...

В борьбе с дурными проявлениями мифологического сознания - верой в злых
духов - не надо ничего изобретать, все методологические подходы тут давно и
хорошо известны. Но если позитивного не происходит, значит, это кому-то нужно.

Значит, есть круги, заинтересованные в оболванивании населения страны, в том, чтобы,
уводя в мифологию, отвлечь его от проблем действительно насущных.


Источник: http://lib.rin.ru/doc/i/202669p1.html
Часто правильной дорогой оказывается та, на которую трудней всего вступить. © Франсуа Мориак

Karolinka

  • Гость
Ни чего не отрицая и не подтверждая - хочу все таки задать вопрос.
Что-то у нас с критикой к источникам информации?
Сказать что в данном случае источник мало достоверный - ето будет ну ОЧЕНЬ мягким определеннем.

Оффлайн Nomena

  • Модератор
  • Постоянный участник
  • *****
  • Сообщений: 749
  • Репутация: +512/-0
Источник - какой нашелся. Естественно, я рыла Гуглом долго и упорно эту статью в приличном месте лежащую. Но ее, такое впечатление, в нормальных местах нет. Я проверила через демо платного ресурса. Вроде она.
Часто правильной дорогой оказывается та, на которую трудней всего вступить. © Франсуа Мориак

Karolinka

  • Гость
Источник - какой нашелся. Естественно, я рыла Гуглом долго и упорно эту статью в приличном месте лежащую. Но ее, такое впечатление, в нормальных местах нет.
Прошу простить - тут моя кривая формулировка была.
Я не то в виду имела.
Я в виду иметь была аффтора сего творення.
Персонаж то слегка не тот чье творчество в серьез обсуждать стоило б.

Оффлайн Nomena

  • Модератор
  • Постоянный участник
  • *****
  • Сообщений: 749
  • Репутация: +512/-0
Персонаж то слегка не тот чье творчество в серьез обсуждать стоило б.
Вот как раз его-то и можно обсудить, ИМХО. Куда ни ткнешься про экстрасенсорику - опаньки, массовые ссылки на Китаева. Больше нет у нас в юриспруденции достойных специалистов?
Часто правильной дорогой оказывается та, на которую трудней всего вступить. © Франсуа Мориак

Karolinka

  • Гость
Вот как раз его-то и можно обсудить, ИМХО
Ну так обсуждаем же уже вроде?
Как нить нам все таки не весть бы в разных темах параллельных бесед об одном и том же а?


*Больше нет у нас в юриспруденции достойных специалистов?*
Так и в религиоведенни куда ни ткни - сплошной Дворкин )))
Не показатель.

 

Серая Гавань Яндекс.Метрика